Все об образовании Ямало-Ненецкого автономного округа: ВУЗы, институты, подготовительные курсы, школы, колледжи
Расширенный поиск
Свернуть

Все статьи

Образование «анти-МВА» - альтернатива традиционному бизнес-образованию

Предприниматели разочарованы традиционными программами, которые преподаются в бизнес-школах. Канадско-американский предприниматель Элон Маск сделал недавно примечательное заявление: «Избегайте по возможности нанимать на работу выпускников MBA-программ. На этих программах не учат, как создать свою компанию. Мы нанимаем сотрудников не благодаря наличию диплома MBA, а несмотря на то, что он у них есть». По мнению Маска, выпускники бизнес-школ плохо адаптируются к современному быстро меняющемуся рынку и  не очень креативны. По сути, своим заявлением он выразил недовольство бизнес-школами, которое начало набирать свою силу уже с 2008 года. В адрес ведущих школ MBA в годы кризиса стали слышны мнения, что именно выпускники-финансисты таких программ довели экономику до краха, что решения они принимают, опираясь лишь на финансы и доходность, при этом, не принимая во внимания нужды потребителя и не умея создавать инновационные продукты под конкретные потребности рынка. МВА-школы стали терять популярность. По данным GMAC, по всему миру с 2008 по 2013 годы падали наборы в 314 университетах и 748 бизнес-школах. И только у 65% двухлетних программ MBA в 2014 году количество абитуриентов стало расти. По оценкам Begin Group, в 2009 году в России количество слушателей программ MBA сократилось в два раза. Как отмечают эксперты, с тех пор какого-либо существенного увеличения числа студентов не произошло.

Причины появления курсов анти-MBA

В период возникшего кризиса MBA-образования в Интернете стали появляться объявления о курсах анти-MBA. Такие программы предлагают самую различную тематику: от основ тайм-менеджмента до руководства по открытию собственного бизнеса. Большинство этих программ не имеют прямого отношения к MBA, но в глазах потребителей броское название «анти-MBA» придает им вес, и делают неплохую рекламу, как отмечают сами основатели программ.

Гендиректор компании RZZTT по разработке программного обеспечения для банков Иван Кочетов в своей компании создал онлайн-курс Badass AntiMBA School. От традиционных курсов MBA, на которых преподают теорию и академические дисциплины, эту программу отличает то, что здесь учат самым простым вещам, например, всегда придерживаться правила – не забыть до конца дня ответить на все электронные письма, тем самым уделяя внимание всем клиентам. «На своих курсах мы учим давно известным и простым вещам, которые в обычной жизни многие люди не делают. Опираясь на опыт моей команды, могу сказать, что если соблюдать эти элементарные правила, то эффективность бизнеса будет повышена на 10%», - сообщает Кочетов. Этот курс обходится в 490 руб. в месяц и уже имеет 20 000 подписчиков в Интернете. В рекламе безошибочно работает ставка на анти-MBA.

По той же самой причине разочарования в традиционном бизнес-образовании в России быстро ухватились за идею анти-MBA. Как сообщает директор по персоналу компании «Фоамлайн» и выпускница ИБДА РАНХиГС Юлия Садыкова, это происходит потому, что выпускники программ MBA, давно поняли, что работодателями больше ценится опыт, чем престижный диплом, и они не хотят доплачивать за степень MBA. К тому же в ведущих бизнес-школах России, равно как и в зарубежных, слушателей готовят как бизнес-администраторов широкого профиля и не дают им конкретных идей, которые можно применить в бизнесе. Именно поэтому предприниматели не идут учиться в бизнес-школы и не хотят тратить деньги на такое образование, добавляет бизнес-коуч и выпускник Стэнфордской школы бизнеса Алексей Ищенко.

Альтернативы MBA

Разработчики альтернативных образовательных программ стали занимать ниши, которые ещё не заняты традиционными бизнес-школами. Созданная в прошлом году в МГУ программа «Предпринимательство и инновационное развитие» начала себя рекламировать себя как анти-MBA. Говорит директор программ дополнительного образования кафедры экономики и инноваций экономического факультета МГУ Ирина Коростылева: «Мы ориентируемся на новые подходы к бизнесу и конкретные навыки в условиях современной экономики помимо фундаментальных знаний в области предпринимательства». Екатерина Купчей, отучившаяся на этой программе в течение года, рассказывает, что с помощью полученных знаний она уже смогла открыть стартап – небольшой интернет-магазин. А предприниматель Константин Власов после обучения на программе смог навести порядок в управлении своей фирмой по продаже противогазов.

Гендиректор бизнес-школы «Синергия» и автор еще одной анти-MBA-программы Григорий Аветов считает, что предприниматели должны получать конкретные знания, начиная с того, как зарегистрировать свою фирму и заканчивая тем, как брендировать и развивать свой продукт. Он считает, что для российского рынка неприменимы знания из англосаксонских учебников и людей нужно учить тому, что нужно именно в России. Годовая программа анти-MBA Григория Аветова, которую он собирается запустить в ближайшее время, включает в себя 12 модулей и стоит 600 000 руб. Изучив третий-четвёртый модуль, студенты с помощью полученных знаний уже смогут открыть свой небольшой бизнес.

Бывший преподаватель Высшей школы экономики и «Сколково», а ныне гендиректор Digital October Дмитрий Репин разработал концепцию российского анти-MBА. Он считает, что в сфере высоких технологий необходимы специализированные курсы, а не общие знания в сфере менеджмента, которые дают MBA-школы и которые в настоящий момент уже неактуальны в высокотехнологичных компаниях. В Digital October им создана лаборатория новых профессий. Здесь ведутся две узкоспециализированные короткие программы - по обучению обработке больших данных в компьютерных сетях и «Продюсер онлайн-курсов». Как говорит Репин, обе эти программы прививают слушателям умение разбираться в новых технологиях и понимание, какой именно продукт нужен потребителю сегодня.

Дальнейшая судьба MBA

Cоучредитель «Бэби-клуба», а в прошлом гендиректор Управляющей компании «Уралсиб» Юрий Белонощенко закончил в 2014 году курс Executive MBA в бизнес-школе «Сколково», а потом пошел учиться в Digital October на программу «Продюсер онлайн-курсов». Он не противопоставляет одно другому. Он считает MBA  отраслевым стандартом, своеобразным общим кандидатским минимумом, который позволяет расширить кругозор и развить представление о том, как работают другие бизнесы. А программа в Digital Осtober дала Юрию Белонощенко инструменты, позволяющие работать над новым проектом, и позволила получить новые знания в узкой сфере онлайн-образования.

Директор ЕMBA и MBA-программ в «Сколково» Светлана Пашкевич уверена, что курсы анти-MBA не заменят на рынке бизнес-образования традиционные фундаментальные бизнес-школы. «Те люди, которые захотят развивать в себе лидерские качества, научиться стратегически мыслить, знать основы финансового управления, придут учиться к нам», - говорит она. Светлана Пашкевич считает, что, в конечном счете, ни один диплом не даст стопроцентной гарантии трудоустройства. Важнее то, какой потенциал в себе откроет человек и что вынесет для себя из курса обучения.

Предприниматели разочарованы традиционными программами, которые преподаются в бизнес-школах. Канадско-американский предприниматель Элон Маск сделал недавно примечательное заявление: «Избегайте по возможности нанимать на работу выпускников MBA-программ. На этих программах не учат, как создать свою компанию.

" data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki">

Ваш комментарий




Рейтинги